Ранний возраст — это самый чувствительный период в жизни человека. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное, решающее развитие мозга происходит до достижения ребёнком 6-7-летнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются (или же не формируются) основные нейронные связи.
Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
«Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, формирование взаимоотношений с людьми, первичных навыков планирования своей деятельности и будущей жизни.
В. А. Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования : «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Дошкольное образование — это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В детском коллективе ребёнок приобретает бесценный опыт человеческих взаимоотношений со сверстниками. Так в дошкольной организации происходит воспитание целостной личности, становление жизненной позиции, форм взаимоотношения с окружающим миром.
Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению.
Основное направление дошкольного образования — это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
К подготовке к школе некоторые родители относятся не достаточно серьёзно, что может повлечь за собой тяжёлые последствия для ребёнка: трудности в выстраивании отношений со сверстниками и учителями, отчуждённость, незнание правил личной гигиены, боязнь длительное время оставаться без родителей. С этими проблемами легче справляются дети, посещающие дошкольные учреждения, в которых с детьми работают профессионалы.
Конечно, любой ребёнок первое время в школе чувствует себя не в своей тарелке и испытывает стресс. Он пока не знает, кто такой «учитель» и чем он отличается от «воспитателя», не умеет быстро устанавливать дружеские отношения с одноклассниками, которых он впервые увидел на линейке 1 сентября, и, разумеется, переживает из-за оценок.
День в школе по своему распорядку совершенно не похож на день в детском саду: приходится долгое время сидеть за партой и поначалу напряжённо учиться, что является причиной дополнительного стресса для детей. Именно поэтому учителем тщательно продумывается программа для плавного перехода дошкольников из среды, в которой преобладали развивающие игры, к учебной обстановке.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является обучение детей самостоятельному мышлению, умению выработать точку зрения, отстаивать её, но и прислушиваться при этом к мнению собеседника. Ребёнок старается воспринимать информацию и накапливать её. Именно поэтому ему важно научиться находить общий язык со сверстниками.
Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организовано грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Иными словами, то, что человек получил в дошкольном возрасте, оказывает влияние на его дальнейшую жизнь.
Уважаемые родители! Не стоит недооценивать важность дошкольного образования.